Время прочтения: 7 минут

Поисковые системы (ПС) – ресурсы, использующиеся миллионами людей ежедневно, десятками миллионов – только на территории Российской Федерации. Алгоритмы ПС совершенствуются, поисковые боты становятся умнее и лучше определяют, какие страницы нравятся пользователю и отвечают на запросы, а какие – нет. Отчасти, это и называется поведенческими факторами ранжирования. По версии Яндекс: «Хороший сайт – это сайт для людей».

Под «хорошим» проектом принято понимать: контент высокого качества, корректно подобранные изображения или оригинальные фотографии, удобный интерфейс, меню навигации.

ПС – обычные программы с сотнями, десятками сотен алгоритмов. И наибольшее внимание в последние годы уделяется поведенческим факторам – совокупности алгоритмов, направленных на отслеживание поведения посетителя в выдаче и при переходе на сайт.

Поведенческие факторы: что это

Яндекс, Google – две сложные программы с заданными алгоритмами ранжирования сайтов, определения качественного и некачественного контента и машинным обучением. Визуального восприятия ресурса в отличии от человека у ПС нет, потому отслеживается пользовательское поведение:

  • время, проведенное на страницах ресурса;
  • количество просмотренных страниц;
  • взаимодействие с сайтом (репост в социальные сети, покупка товара, дочитывания статей, скачивание файлов, написание комментариев и прочее).

Не меньшее влияние оказывают внешние поведенческие факторы. Хорошим примером является CTR (показательно кликабельности сниппета сайта) в выдаче ПС. Чем привлекательнее мета-данные Title и Description, тем выше вероятность перехода из выдачи поисковой системы на конкретный ресурс.

Как Яндекс относится к поведенческим факторам

Пять лет назад – в середине 2014 года – вес ПФ (поведенческие факторы) был значительно повышен, чтобы улучшить качество предоставляемых ответов в выдаче на запросы пользователей. Аналогичным образом изменилась и рекламная выдача в Яндекс.Директ, что лишний раз подтверждает эффективность новых алгоритмов на поиске.

Известно, что Яндекс.Метрика активно используется для отслеживания важнейших показателей различных проектов, что позволяет обучать алгоритмы на конкретных примерах.

Как Google относится к поведенческим факторам

До 2019 года официального заявление по использованию поведенческих факторов для ранжирования сайтов в выдаче Google не было. Напротив, в том же 2014 году представитель «Корпорации Добра» сообщил о том, что отслеживание поведения и социальных сигналов – лишний шум, а потому в выдаче они не учитываются.

В этом году появился патент, говорящий об обратном. Он завязан на отслеживании неявной обратной связи с пользователями. Т.е. те же поведенческие факторы, но названы по-другому.

Внешние ПФ

Отслеживание поведения пользователя в выдаче ПС до перехода на веб-сайт называется совокупностью внешних поведенческих факторов. Это:

  1. CTR или кликабельность сайта в поиске по конкретным запросам пользователя.
  2. Возврат в ПС. Знак того, что пользователь остался без ответа, потому вернулся в поиск.
  3. Уход в Google/Яндекс (другая поисковая система). Представлены нерелевантные данные по запросу.
  4. Сколько времени потребовалось для совершения перехода на определенную страницу. Т.е. сравнение привлекательности одного сайта в выдаче с другими.

Внутренние ПФ

Отслеживание поведения пользователя за пределами выдачи ПС – после перехода на веб-сайт называется совокупностью внутренних поведенческих факторов. Это:

  1. Глубина просмотра. Просмотренное число страниц (высчитывается среднее количество на посетителя).
  2. Число отказов. Процентное соотношению людей, перешедших на веб-сайт и вышедших в течение 10 секунд с момента перехода по сниппету в выдаче для Яндекс, и при отсутствии перехода на другую страницу – в Google.
  3. Скроллинг (просмотр контента). Отслеживание внимания посетителя внутри страницы, выяснение заинтересованности в отображаемой информации.
  4. Длительность сессии. Среднее время, проведенное посетителем на странице, пришедшем с выдачи ПС, социальной сети либо по прямой ссылке.
  5. Репосты в социальные сети, мессенджеры.

Улучшение поведенческих факторов: как и что делать

Улучшение ПФ основано на учете следующих данных – среднее время, проведенное на сайте; число просмотренных страниц на пользователя; количество отказов в процентах; заинтересованность в представленном контенте; взаимодействие с сайтом.

Немаловажный момент – учет регионального поведения клиента. Условно, жителю Москвы нужно провести в интернет-магазине около получаса для выбора обуви, просмотрев при этом порядке сотни страниц. Тогда как региональному человеку хватит и 5 минут для совершения заказа при просмотре нескольких моделей подешевле.

Чтобы улучшить ПФ, необходимо:

  • проработать CTR в выдаче;
  • заняться качеством контента, подачей информации;
  • позаботиться о создании удобного, понятного и приятного меню навигации;
  • проработать ЦА (целевая аудитория) и ориентироваться на ее потребности;
  • добавить блоки внимания для повышения количества просматриваемых страниц (например, «Похожие статьи» для блога);
  • сделать дизайн проекта более приятным.

Что делать для улучшения CTR

Для повышения кликабельности можно использовать следующие методы:

  • добавить Emoji в Title;
  • добавить призыв к действию в Description;
  • поменять регистр сайта в Google Search Console и Яндекс.Вебмастер;
  • заменить фавикон (иконка сайта, отображаемая в строке браузера и рядом с заголовком в выдаче в поиске).

Что делать с контентом

Основное правило – в статье должен содержаться ответ на пользовательский запрос. Также необходимо придерживаться интересной подачи информации для блога, минимальной сложности осуществления заказа для интернет-магазинов и т.д.

Правильно подобранное изображение, наличие видео, красивое оформление текстовой информации (блоки, нумерованные и маркированные списки, заголовки и подзаголовки, отсутствие орфографических ошибок и интересный стиль повествования).

Как быть с навигационным меню

Нагруженное меню навигации усложняет поиск нужной информации по сайту и заставляет вернуться к выдаче ПС – к конкурентам. Необходимо упростить. Добавьте фильтры для интернет-магазина, минимизируйте вложенность страниц, сделайте категории.

Изучение целевой аудитории

Знание ЦА – путь к успеху. Найдя корректный подход для удержания внимания, можно внедрить триггеры и увеличить конверсию.

«Похожие статьи» или «С этим товаром покупают»

Одновременно эти блоки могут выступать в качестве автоматической перелинковки статей, товаров, страниц и быть полезными для пользователей – помогать с выбором в интернет-магазине, предлагать интересную для чтения статью.

Как быть с дизайном

Внешняя составляющая – наиболее непростой элемент. Пользователь должен визит приятный глазу проект, легкий и не отвлекающий внимание от основного контента. Подобную работу следует доверять профессиональным дизайнерам.

Важно, чтобы не было лишних скриптов и других элементов, способных отвлечь.

Накрутка поведенческих факторов: плюсы и минусы

С момента появления ПФ, нашлись умельцы, а после появились и сервисы, предлагающих услуги накрутки. Другими словами, боты либо реальные пользователи за определенную сумму будут имитировать нужные для конкретного сайта действия – в выдаче и на самом ресурсе.

Приблизительно, это работает так:

  • Выставляется заказ на требуемое число действий.
  • Происходит оплата.
  • Бот/человек вводит запрос в поиск Яндекс либо Гугл.
  • Осуществляется переход к конкуренту либо сразу на нужный сайт.
  • Происходит имитация действий (взаимодействие с контентом внутри сайта, имитация чтения контента, переходы между страницами и прочее).
  • Сессия заканчивается.
  • Повтор от другого бота/пользователя (иные IP-адрес, браузер и другие «отпечатки»).

Опыты большинства SEO-специалистов показывают, что оплата услуг даже наиболее дорогостоящих сервисов непременно ведет к вычислению подобных действий. И вместо желаемого повышения позиция владелец сайта получает их падение, в худшем случае – ресурс попадает под сопутствующий фильтр. Отсюда вытекают следующие минусы:

  • потерянное время;
  • упавшие позиции (в лучшем случае, просядут несущественно; в худшем – вылетят за ТОП-50);
  • потерянные денежные средства на оплату услуг сервиса.

Отметить следует и то, что действия совершаются пользователями стран СНГ либо всей России. О региональном подборе трафика речи не идет. Еще хуже – накрутка посредством буксов (для ознакомления – seosprint.ру), где реальные пользователя за полрубля-рубль готовы выполнить подобный переход. Но также без гарантии правильно следования алгоритму действий.

Выводы

Будущее построение выдачи именно за ПФ. Накрутка поведенческих факторов была актуально два-три года назад, сегодня алгоритмы Яндекса стали настолько умны, что обмануть их в 99% случаев невозможно.

Необходимо работать над сайтом, привлекательностью в выдаче, качеством контента и прочими составляющими, описанными в статье. Все перечисленное требует времени – нужно разобраться в каждом вопросе, обучиться. При отсутствии времени и понимания принципов продвижения сайта стоит обратиться к специалистам с большим опытом за плечами.

Следующий пост
ТОП сервисов для SEO-аудита сайта
Comments are closed.