Время прочтения: 6 минут

Особенности китайского импортозамещения, или как китайский аналог Google подпортил себе репутацию

Для тех, кто в танке и не сильно интересуется международной ситуацией в сфере интернета – Китай уже много лет пользуется системой фильтрации информации в сети (так называемый “Золотой щит”). Проявляется это в блокировке на территории государства ряда зарубежных сайтов, отказывающихся выполнять условия правительства КНР. То есть доступ в Instagram, Google, Twitter и другие привычные нам сервисы рядовому китайцу (официально) недоступен. Звучит страшно, но на деле всё не так плохо. В отличии от КНДР, где в сеть пускают только высокопоставленных чиновников, в Поднебесной более 600 миллионов человек пользуется интернетом. Борьба с сервисами VPN ведётся, но они всё ещё доступны, так что при желании доступ к вышеупомянутым сайтам получить проблем не составляет. Ну, по крайней мере иностранцам. Китайцы же зачастую обходятся и без них – импортозамещение работает по полной, у каждого заграничного сервиса есть свой аналог, который не просто обладает теми же функциями, но также может похвастаться своими фишками для аудитории Поднебесной.

Baidu – самый яркий пример, главная поисковая система Китая. 3 из 4 запросов в интернете происходит именно с помощью него. Но все не так здорово, и злоупотребления своим положением привело к тому, что недовольство поисковиком рядовых китайцев в последнее время стремительно растёт. Так, в начале июня во время выступления Робина Ли (главы компании Baidu) на сцену вышел неизвестный и вылил ему на голову бутылку воды. Случай получил настолько широкую огласку, что весь интернет в тот же день заполнился мемами, а интернет-магазины начали продавать футболки и другие сопутствующие товары с надписью «What’s your problem?» (фраза, которую произнес Робин Ли сразу же после инцидента).

Футболки с соответствующим артом и надписью появились в продаже в тот же день – конкуренция интернет-магазинов в Китае огромная, борьба идёт за каждого клиента

3 из 4 поисковых запросов в интернете происходит с помощью Baidu

Но чем же Baidu вызвала народный гнев? Причин, на самом деле, хватает, но главным поводом стал скандал, произошедший в 2016 году. Тогда скончался 21-летний житель Китая Вэй Цзэси, у которого за 2 года до этого обнаружили синовиальную саркому – редкую форму рака. Все врачи разводили руками, прогнозы были неутешительными. Но решение нашлось в baidu, который предложил ему новейшую биологическую терапию во Втором милицейском госпитале Пекина. В Китае все клиники, подведомственные Вооруженным силам страны, считаются гарантом качества и безопасности. После обследования прогноз Вэя стал положительным, а его семье выставили счёт в 30 тыс. долларов. Когда же больной обнаружил, что лечение результатов не приносит и здоровье лишь ухудшается, он опубликовал свою историю на портале zhihuwang и спустя пару недель скончался. Люди стали массово делиться своими историями о неудачном опыте обращения в клиники, рекомендуемые поисковиком. Вскрылась неприятная деталь: клиники, продвигаемые Baidu, пусть и базировались в государственных госпиталях, но на деле являлись частными и регулярно меняли свою дислокацию, кочуя из города в город. Ходили слухи, что за продвижение таких клиник поисковик получал огромные суммы, составлявшие, по разным данным, от 15 до 40 % доходов компании.

Возмущению пользователей не было предела, танцы на костях – это слишком.

Перед инцидентом с водой был ещё один скандал. В Китае произошла ужасная ситуация – в Китае пропала 9-летняя девочка, которую последний раз видели с супружеской парой средних лет. До этого пара долгое время снимала комнату у родственников девочки. В результате поисков следователи нашли утопленные тела супругов в озере (версия следствия – суицид), а еще через несколько дней – труп пропавшей, но уже в море. Вскоре после завершения поисков на Baidu появилось сообщение от отца девочки:

“Я только что узнал, что моя дочь покинула этот мир и отправилась на небеса. В этой жизни мне не посчастливилось продолжить быть ее отцом. Но в следующей жизни я надеюсь, что она все еще будет моей дочерью и я смогу заботиться о ней лучше.”

Пользователи сервиса остались в недоумении – зачем отцу, пережившему такое горе, размещать пафосные фразы в сети. В недоумении, впрочем, оказался и сам отец, ведь запись выложил не он. Представители Baidu сначала заявили, что опубликовали пост с согласия самого отца, а затем и вовсе перекинули вину на одного из редакторов и назвали ситуацию “Вопиющим нарушением политики компании” (оправдание в духе “Гитлер не виноват – в Рейхстаг пробрались враги!”). Возмущению пользователей, естественно, не было предела, танцы на костях – это слишком.

У Baidu в арсенале более ста сервисов и продуктов, и можно представить, насколько агрессивно поисковик их продвигает.

Это – самые яркие яркий прецедент, но были и другие неприятные ситуации. Baijiaha (портал, принадлежащий Baidu) не раз попадался на размещении фейковых новостей без ссылок на источники. Пример выше – один из самых свежих и крупных, но далеко не первый. Платформа тематических форумов Tieba обвинялась в продаже прав администратора представителям компаний с целью удаления неугодной им критики. У Baidu в арсенале более ста сервисов и продуктов, и можно представить, насколько агрессивно поисковик их продвигает.

Сбрасывать новый поисковик компании Bytedance нельзя – эти люди сделали Tik Tok, с ними шутки плохи

Кроме того, конкуренты поджимают Baidu со всех сторон. На рынке мобильных браузеров он проигрывает сервисам, которые заняли эту нишу раньше. Учитывая, как пользователи массово переводят свою активность в сети полностью на мобильные устройства, сказывается это на компании не лучшим образом. Совсем недавно Bytedance(владельцы всеми любимого сервиса Tik Tok) запустили поисковик Toutiao Search – с честной поисковой выдачей и меньшим количеством рекламы. Сможет ли сервис составить конкуренцию поисковику-гиганту с пошатнувшейся репутацией – покажет время.

Следующий пост
Кинопоиск-2015, или худший пример редизайна
Comments are closed.