Особенности китайского импортозамещения, или как китайский аналог Google подпортил себе репутацию
Для тех, кто в танке и не сильно интересуется международной ситуацией в сфере интернета – Китай уже много лет пользуется системой фильтрации информации в сети (так называемый "Золотой щит"). Проявляется это в блокировке на территории государства ряда зарубежных сайтов, отказывающихся выполнять условия правительства КНР. То есть доступ в Instagram, Google, Twitter и другие привычные нам сервисы рядовому китайцу (официально) недоступен. Звучит страшно, но на деле всё не так плохо. В отличии от КНДР, где в сеть пускают только высокопоставленных чиновников, в Поднебесной более 600 миллионов человек пользуется интернетом. Борьба с сервисами VPN ведётся, но они всё ещё доступны, так что при желании доступ к вышеупомянутым сайтам получить проблем не составляет. Ну, по крайней мере иностранцам. Китайцы же зачастую обходятся и без них - импортозамещение работает по полной, у каждого заграничного сервиса есть свой аналог, который не просто обладает теми же функциями, но также может похвастаться своими фишками для аудитории Поднебесной.

3 из 4 поисковых запросов в интернете происходит с помощью Baidu
Но чем же Baidu вызвала народный гнев? Причин, на самом деле, хватает, но главным поводом стал скандал, произошедший в 2016 году. Тогда скончался 21-летний житель Китая Вэй Цзэси, у которого за 2 года до этого обнаружили синовиальную саркому – редкую форму рака. Все врачи разводили руками, прогнозы были неутешительными. Но решение нашлось в baidu, который предложил ему новейшую биологическую терапию во Втором милицейском госпитале Пекина. В Китае все клиники, подведомственные Вооруженным силам страны, считаются гарантом качества и безопасности. После обследования прогноз Вэя стал положительным, а его семье выставили счёт в 30 тыс. долларов. Когда же больной обнаружил, что лечение результатов не приносит и здоровье лишь ухудшается, он опубликовал свою историю на портале zhihuwang и спустя пару недель скончался. Люди стали массово делиться своими историями о неудачном опыте обращения в клиники, рекомендуемые поисковиком. Вскрылась неприятная деталь: клиники, продвигаемые Baidu, пусть и базировались в государственных госпиталях, но на деле являлись частными и регулярно меняли свою дислокацию, кочуя из города в город. Ходили слухи, что за продвижение таких клиник поисковик получал огромные суммы, составлявшие, по разным данным, от 15 до 40 % доходов компании.Возмущению пользователей не было предела, танцы на костях - это слишком.
Перед инцидентом с водой был ещё один скандал. В Китае произошла ужасная ситуация - в Китае пропала 9-летняя девочка, которую последний раз видели с супружеской парой средних лет. До этого пара долгое время снимала комнату у родственников девочки. В результате поисков следователи нашли утопленные тела супругов в озере (версия следствия - суицид), а еще через несколько дней - труп пропавшей, но уже в море. Вскоре после завершения поисков на Baidu появилось сообщение от отца девочки:
Пользователи сервиса остались в недоумении - зачем отцу, пережившему такое горе, размещать пафосные фразы в сети. В недоумении, впрочем, оказался и сам отец, ведь запись выложил не он. Представители Baidu сначала заявили, что опубликовали пост с согласия самого отца, а затем и вовсе перекинули вину на одного из редакторов и назвали ситуацию "Вопиющим нарушением политики компании" (оправдание в духе "Гитлер не виноват - в Рейхстаг пробрались враги!"). Возмущению пользователей, естественно, не было предела, танцы на костях - это слишком.
У Baidu в арсенале более ста сервисов и продуктов, и можно представить, насколько агрессивно поисковик их продвигает.
Это – самые яркие яркий прецедент, но были и другие неприятные ситуации. Baijiaha (портал, принадлежащий Baidu) не раз попадался на размещении фейковых новостей без ссылок на источники. Пример выше - один из самых свежих и крупных, но далеко не первый. Платформа тематических форумов Tieba обвинялась в продаже прав администратора представителям компаний с целью удаления неугодной им критики. У Baidu в арсенале более ста сервисов и продуктов, и можно представить, насколько агрессивно поисковик их продвигает.
Кроме того, конкуренты поджимают Baidu со всех сторон. На рынке мобильных браузеров он проигрывает сервисам, которые заняли эту нишу раньше. Учитывая, как пользователи массово переводят свою активность в сети полностью на мобильные устройства, сказывается это на компании не лучшим образом. Совсем недавно Bytedance(владельцы всеми любимого сервиса Tik Tok) запустили поисковик Toutiao Search – с честной поисковой выдачей и меньшим количеством рекламы. Сможет ли сервис составить конкуренцию поисковику-гиганту с пошатнувшейся репутацией – покажет время.